Тяжелый танк ИС-3
ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Второй Мировой, запущенный в серийное производство в последние дни войны и не успевший принять в ней участие. Именно поэтому ИС-3 чаще считают одним из первых советских танков послевоенного периода. "ИС" или "Иосиф Сталин" — официальное название серии советских тяжёлых танков периода 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует 3й серийной модели танка этого семейства. Из-за необычной формы лобовой части корпуса ИС-3 получил прозвище "Щука".
Конструкция ИС-3
Корпус танка сваривался из катаных бронелистов. Лобовые бронелисты ставились с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался в передней части по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся крышкой, с устанавливавшимся перископическим смотровым прибором. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем механика-водителя, в днище, находился эвакуационный люк, предназначенный для покидания танка в экстренных ситуациях. Башня - литая, приплюснутой сферической формы. В верхней части башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке устанавливался смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрывавшийся круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1.
Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электромеханическим приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку прибора и тем самым повернуть башню в нужном направлении по кратчайшему пути. При наложении линии визирования на ось канала ствола башня останавливалась.
Ходовая часть
Ходовая часть ИС-3 состоит из 6и опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная.
В состав трансмиссии входили:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения,
- восьмискоростная коробка передач с демультипликатором,
- планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Вооружение ИС-3
122-мм пушка Д-25Т снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боевая скорострельность составляла в среднем 2-3 выстрела в минуту. Боекомплект - 28 выстрелов, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. С пушкой был спарен пулемет ДТ калибра 7,62-мм. На крыше башни устанавливалась турельная установка зенитного пулемета ДШК калибра 12,7-мм, позволявшая вести огонь по самолетам как заряжающему, так и командиру.
Топливная система
Топливную систему танка составляли 4 внутренних металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от силовой установки. 4 наружных цилиндрических бака, емкостью по 90 литров каждый, крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним бакам. Наружные баки имели механические приспособления для сброса.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, изучавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Отмечалось массовое поражение лобовых элементов корпуса танка и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им более обтекаемой формы и резко дифференцировать бронезащиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а корпусом занимался конструктор Малинин. Следует отметить, что прототип танка ИС-3 (т.е. ИС-2) имел прямой наклонный лобовой лист, как у среднего танка Т-34.
В ходе конструкторских работ наклон сварных листов, особенно в лобовой части корпуса, был максимально увеличен. Толстые 120-мм листы лобовой брони устанавливались так, что образовывали трехскатную, конусообразную, вытянутую вперед носовую часть, получившую прозвище "щучий нос". Люк находился в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Сквозную смотровую щель заменили перископическими смотровыми приборами. Новые формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. За счет некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки, высота танка уменьшилась на 30 см, по сравнению с высотой ИС-2.
Однако, при проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных просчетов. Поэтому уже в 1946 году была составлена комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились: выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и другие. С учетом этих недоработок все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации по программе "УКН". Было усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка возросла до 48,8т. Несмотря на значительный объем изменений танки так и не были доведены до нужного уровня эксплуатационных характеристик. В середине 1946 года танк сняли с производства.
ИС-3 во Второй Мировой Войне
Танки ИС-З, вопреки расхожему мнению, не применялись в боевых действиях второй мировой войны, однако 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли Ис-3, принял участие в параде воинских частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3 произвел сильное впечатление на союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
ИС-3М
В 1960г танк подвергся дополнительной модернизации, после чего стал именоваться ИС-ЗМ. В сравнении с ИС-3 он имел увеличенную жесткость корпуса, более совершенные агрегаты трансмиссии, узлы ходовой части, воздухоочиститель, улучшенный двигатель В-54К-ИС, радиостанцию Р-113 и зенитный пулемет ДШКМ. Дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя "ТВН-2" и форсуночный подогреватель. Вес танка ИС-3М возрос до 49-и тонн.